Котлы, отопление. Печи и камины. Радиаторы. Отопительные системы

Под руководством какого французского короля строился версаль. Версаль в Париже: как добраться, статус музея, экскурсии. Ночное шоу фонтанов

Версальский дворец расположен в одноименном городе, находящемся в 16 км на юго-запад от Парижа. Был резиденцией французских королей Людовиков XIV, XV и XVI. Также здесь с 6 мая 1682 г. по 6 октября 1789 г. жил французский королевский двор.

Замок состоит из множества элементов, объединенных в архитектурный ансамбль. Он занимает более 63 тыс. квадратных метров, состоит из 2300 комнат, из которых на сегодняшний день 1000 – музейные помещения.

Парк Версальского дворца простирается на 815 га (до Революции – на 8 000 га), из них 93 га – сады. Он состоит из нескольких элементов: Малого и Большого Трианона (здесь жили Наполеон I, Людовик XVIII, Карл X, Луи-Филипп I и Наполеон III), хутора королевы, Большого и Малого Канала, зверинца (разрушен), оранжереи и водного бассейна.

Первое упоминание о поселении Версаль встречается в 1038 г. в уставе аббатства Сен-Пэр де Шартр. В 1561 г. Версаль с рыцарским замком продан Марсьялю Ломени, секретарю финансов при Карле IX.

Затем владельцем земель и замка становится итальянский фаворит Катерины Медичи, граф де Ретц Альбер де Гонди.

В 1589 г. за месяц до того, как стать королем Франции Генихом IV, в Версале останавливается король Наварры. Затем он возвращается туда в 1604 и 1609 гг. на охоту. В возрасте 6 лет впервые на охоту приезжает сюда и будущий король Людовик XIII.

Версаль при Людовике XIII

Король начинает приобретать владения в Версале с 1623 г. На месте дворца тогда стояла лишь одна ветряная мельница.

В 1623 г. Людовик XIII, страдающий приступами агорафобии (боязни открытых пространств) и желающий духовного отдыха, решает выстроить скромный охотничий павильон из камня и кирпича на вершине Версальского плато, на дороге между Версалем и Трианоном. Он выкупает мельницу и дом мельника, стоявшие на этом окруженном болотами холме. Людовик лично присутствует при разработке архитектурного плана павильона и прилегающих садов. Постройка была скромной и утилитарной. Вместе с окружающими ее земляными валами и рвами она скорее напоминала старинный феодальный замок. Время от времени к Людовику в это скромное жилище приезжают королева-мать Мария Медичи и супруга, королева Анна Австрийская. Правда, всегда проездом, без ночевок, потому что в здании не было предусмотрено женских покоев. Королевские покои состояли из небольшой галереи, где была вывешена картина с изображением осады Ла Рошели, четырех комнат, где стены были увешаны коврами. Королевская комната занимала центр здания, ее размещение соответствует впоследствии спальне Людовика XIV.

В 1630 г. в Версаль тайно приезжает кардинал Ришелье для переговоров с королем по случаю излишнего влияния на политику королевы-матери. Это стало первым важным политическим событием в стенах замка. Ришелье остался премьер-министром, а королева-мать была выслана.

В 1632 г. Людовик XIII выкупает Версальское владение у Жана-Франсуа Гонди. За год до этого начинаются работы по расширению дворца: в каждом углу добавляются маленькие павильоны. В 1634 г. стена, окружающая двор, заменяется на каменный портик с шестью аркадами с металлическими украшениями. Новый замок впервые получает цветочное обрамление: сады разбиты на французский манер Буасо и Менуром, украшены арабесками и прудами. Фасады укреплены кирпичом и камнем. В 1639 г. перед основным фасадом замка обустроена прогулочная терраса с балюстрадой, украшенной орнаментом. Тот замок соответствует современной части дворца, окружающей знаменитый Мраморный двор.

В 1643 г. Людовик XIII умирает, на трон восходит его четырехлетний сын, Людовик XIV, а бразды правления передаются королеве-матери, Анне Австрийской. Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет.

Версаль при Людовике XIV

Королевская семья живет в это время в в Париже. Известно, что впервые Людовик XIV посетил Версаль в 1641 г., куда был отправлен вместе с младшим братом на время эпидемии ветряной оспы в , месте королевской резиденции той эпохи.

С 1651 г. король несколько раз посещает замок во время охоты. Также во время охоты после своей свадьбы с Марией-Терезой Австрийской в 1660 г. король по-настоящему заинтересовался бывшей резиденцией своего отца. Первые изменения коснулись сада. Король пожелал выправить форму и увеличить площадь, а также окружить его стеной.

В 1661 г. художнику Шарлю Эррару поручено привести в порядок комнаты замка. Вместе с изменениями в составе королевской семьи (ожиданием рождения будущего дофина и свадьбой брата короля) пришла необходимость в перераспределении комнат. Замок был поделен на покои короля и принца с отдельными лестницами в боковых крыльях. Лестница Людовика XIII в центре лоджии разрушена.

Серьезные работы по изменениям замка начались в 1664 г. Первоначально замок подвергся критики со стороны двора, особенно его местоположение: Версаль представлялся неприглядным, печальным местом, в котором некуда было кинуть взгляд – ни лесов, ни воды, ни земли, а вокруг лишь песок и болота.

Официально Лувр пока еще оставался королевской резиденцией. Однако всё чаще именно в Версале стали устраиваться придворные праздники. Придворные смогли «оценить» неудобство этого небольшого замка, т.к. многие из них не находили крыши для сна. Проект по увеличению площадей Людовик поручил Лё Во, который предложил несколько вариантов: 1) разрушить всё, что было, и на этом месте построить дворец на итальянский манер; 2) оставить старый охотничий замок и окружить его с трех сторон новыми корпусами, таким образом как бы заключая его в каменный конверт. Король поддержал сохранение отеческого дома больше из финансовых, нежели сентиментальных побуждений. И Лё Во увеличил площадь дворца в три раза, шикарно украсил его, развивая вездесущую в Версале тему солнца. Королю больше всего понравилось украшение сада скульпторами Жирардона и Лё Онгра — в 1665 г. были установлены первые статуи, построены грот Тетис, оранжерея, зверинец. Через два года началось строительство Большого канала.

Вторая строительная кампания началась после подписания мирного договора между Францией и Испанией. По этому случаю 18 июля 1668 г. был организован праздник, известный теперь как «Великие королевские развлечения в Версале». И опять не все смогли уместиться во дворце, что опять привело к необходимости увеличивать здание.

В это время дворец начинает приобретать знакомые нам черты. Самое важное новшество – каменный конверт, или новый замок, который окружал замок Людовика XIII с севера, запада и юга. В новом дворце находились новые апартаменты короля, королевы и членов королевской семьи. Второй этаж был полностью занят двумя покоями: короля (северная сторона) и королевы (южная сторона). На первом этаже нового дворца также были обустроены двое апартаментов: на северной стороне – Банный кабинет, на южной – апартаменты брата короля и его жены, герцога и герцогини Орлеанских. На западе терраса выходила в сады, она была снесена чуть позже, чтобы не мешать проходу между апартаментами короля и королевы. На ее месте была построена знаменитая Зеркальная галерея. На третьем этаже располагались покои других членов королевского дома и придворных.


На втором этаже расположены ионические колонны, высокие прямоугольные окна, ниши со скульптурами и барельефами. Третий этаж получил декор коринфского ордера, здесь возвышалась балюстрада с трофеями.

После заключения мирного договора с Голландией началась третья кампания обустройства Версаля. Под руководством Жюля Ардуэна-Мансара дворец принял современный нам облик. Зеркальная галерея с салонами-близнецами – салоном Войны и салоном Мира, северное и южное крылья («Дворянское крыло» и «крыло Принцев»), дальнейшее благоустройство сада – отличительные характеристики этой эпохи правления Короля-Солнца.



Хроника строительства:

1678 год:

— переделка фасада перед садами;

— в Банном кабинете установлены две ванны из белого мрамора с позолоченной бронзой;

— начало работ по разбивке Швейцарского пруда и бассейна Нептуна, новой оранжереи;


1679 год:

— Зеркальная галерея, салон Войны и салон Мира заменяют террасу и кабинеты короля и королевы;

— центральное здание со стороны мраморного двора увеличено на один этаж; новый фасад украсили часы в окружении статуи Марса Марси и Геркулеса Жирардона;


— Орбэ начинает строительство второй лестницы — Лестницы королевы, предназначенной стать парой к Лестнице Послов;

— По окончании работ с министерскими крыльями предпринято строительство Больших и Малых конюшен;

Продолжаются работы в саду: еще больше статуй и боскетов.



1681 год:

— Шарль Лё Брён заканчивает декорацию Больших покоев короля;

— машина Марли начинает качать воду из Сены;

— вырыты Большой канал и Швейцарский пруд;

— увеличено количество боскетов и фонтанов в садах.


1682 год:

В этот год король решает, что двор и центр политической власти Франции отныне должны находиться в Версале. Во дворец съезжаются тысячи человек: королевская семья, придворные, министры, обслуга, служащие, рабочие, торговцы — все, от кого зависит нормальная жизнедеятельность замка и государства.

После неудачи в войне против Аугсбургской лиги и под влиянием набожной мадам де Мэнтенон Людовик предпринимает последнюю кампанию по строительству в Версале (1699-1710 гг.). В это время воздвигается последняя часовня (современная Версальская часовня), построенная по планам Жюля Ардуэна-Мансара, после его кончины законченная Робером де Котом. В самом дворце расширяются королевские покои, завершаются работы по обустройству салона «Овальное окно» и спальни короля.

Версаль при Людовике XV

Следующий король Франции – Людовик XV – родился 15 февраля 1710 г. в Версале. После смерти своего отца в 1715 г. он переезжает вместе с регентом в Парижскую резиденцию – Палэ-Руаяль.

В 1717 г. Версаль посещает русский царь Петр I и живет в Большом Трианоне.


В 1722 г. в возрасте 12 лет Людовик XV обручается с испанской инфантой Марией-Анной-Викторией, и двор возвращается в Версаль после 7 лет, проведенных в Винсенне, затем в Тюильри. Столь продолжительное отсутствие хозяев привело к упадку дворца, поэтому понадобились немалые средства, чтобы он приобрел былой блеск.

При Людовике XV во дворце был обустроен салон Геркулеса, добавлена королевская опера, в саду появился пруд Нептуна. Королевские покои были кардинально изменены. Церемониальные покои короля находились на втором этаже. На третьем этаже Людовик обустроил малые покои с кабинетом для личного пользования.


В 1723 г. переделке подвергся Банный кабинет: на фасаде одного из внутренних двориков появились головы оленей, из-за чего двор был прозван Оленьим. В инициативе короля проявился его интерес к охоте.

В 1729 г. начались работы по обновлению декора покоев королевы, длившиеся до 1735 г.

1736 г. – завершены работы в салоне Геркулеса. Он находится на месте капеллы, разрушенной в 1710 г. Строительство проходило под руководством Робера де Кота, декоратора новой королевской часовни. Потолок салона расписан Франсуа Лемуаном в 1733-1736 гг. На нем изображен Апофеоз Геркулеса. На одной из стен висит огромное полотно Веронеза «Ужин у Симона Фарисея», подаренное Людовику XIV в 1664 г. Венецианской республикой. Торжественное открытие салона прошло в 1739 г. во время бала по случаю свадьбы старшего сына короля с испанской инфантой. В салоне проходили различные торжественные мероприятия: свадьба герцога Шартрского, рождение дофина, прием послов от султана.


1737 г. – Людовик XV переделывает центральную часть второго этажа вдоль Мраморного двора с северной стороны в личные покои, предназначенные для проживания и работы. Обновляются шелковые покрытия королевских покоев. В этом же году строится королевская псарня.

1750 г. – во дворце появляется новый тип королевских комнат – столовая для принятия пищи по возвращению с охоты.

1752 г. – разрушены лестница Послов, малая галерея и кабинет Медалей. Эти славные свидетели правления Людовика XIV уничтожены, чтобы на их месте появились покои старшей королевской дочери.

1755 г. – бывший кабинет Короля-Солнца соединяется с кабинетом Терм и образуется большой салон Совета. Жюль Антуан Руссо делает обшивку стен из позолоченного дерева. Габриэль использует старинные панно для украшения стен. В королевской части дворца нет позолоты: здесь используются разнообразные яркие краски для статуй, раскрашенных в технике, придуманной Мартэном. Основная «изюминка» покоев – небольшая галерея у Мраморного двора с картинами Буше, Карла ван Лоо, Патера и Парроселя, развешанными на разноцветных стенах.


У Людовика XV родилось 8 принцесс. Чтобы их разместить во дворце, были предприняты различные переделки: исчезли банные покои, лестница Послов, перегородка Нижней галереи. После покои принцесс были разобраны Луи Филиппом, но несколько великолепных стенных обшивок остались и демонстрируют роскошь, в которой жили дамы.

По традиции, появившейся при Людовике XIV, наследный принц и его супруга проживали в двух покоях на первом этаже под покоями королевы и Зеркальной галереей. Там был великолепный декор, потерянный в XIX в. Единственное, что уцелело – спальня дофина и его библиотека.

1761 – 1768 гг. Анж-Жак строит Малый Трианон.


1770 г. – открытие Королевской оперы, вершины творчества Габриэля. Работы по строительству начались в 1768 г., торжественное открытие прошло одновременно со свадьбой наследного принца, внука короля, и Марии-Антуанетты Австрийской. Здание оперы выдержано в правилах классической архитектуры с небольшими вкраплениями барокко. В оперу ведут две каменные галереи: через одну из них в оперу по второму этажа дворца попадал король. План зала стал новаторским для того времени: он представляет усеченный овал, традиционные ложи заменены на простые балконы один над другим. Такое расположение благоприятно для просмотра и слушания – акустика была великолепной. К тому же здание было построено из дерева, и зал резонировал, как скрипка. Пропорции идеальны, колоннада на четвертом этаже восхитительна, в зеркалах отражаются до бесконечности полу-люстры, что придает изящество архитектуре. Декор исключительно утонченный. Центральный плафон расписан Луи-Жаком Дюрамо, на нем изображен Аполлон, раздающий короны музам, а на двенадцати малых плафонах колоннады – амуры. Их цветовая гамма гармонирует с цветом зала, выкрашенным под мрамор, с преобладанием зеленого и пиренейского мрамора (красного с белыми прожилками). Барельефы первого ряда лож выполнены Огюстеном Пажу, это профили муз и граций на лазурном фоне, лица богов и богинь Олимпа; на втором ряду лож – амуры, символизирующие самые знаменитые оперы, и знаки зодиака. Антуан Руссо – автор декорации сцены музыкальными инструментами и оружием. Сцена оперы, как это часто и бывало в дворцовых театрах, могла быть за 24 часа трансформирована в просторную залу для костюмированного бала. Специальные механизмы позволяли поднимать паркет партера, чтобы возвысить его до уровня амфитеатра и сцены. Сцена Версальской оперы – одна из самых больших во Франции.



1771 г. – Габриэль представляет королю «Великий проект» реконструкции фасадов дворца со стороны города. В проекте соблюдались правила классической архитектуры. Король дал согласие, и в 1772 г. работы начались, но не были завершены, зато дали рождение крылу Людовика XV.

В эту эпоху Версаль был самым роскошным королевским дворцом в Европе. Пока Габриэль реконструировал, продолжалась блестящая и роскошная жизнь двора с балами и праздниками. Любимой утехой аристократов был театр, особенно ценились трагедии Вольтера. Людовик XV разрушил несколько блистательных залов и построек времен своего отца, но ему удалось создать великолепный внутренний декор. Сады и Трианон обогатились Французским павильоном и Малым Трианоном.


Версаль при Людовике XVI

При Людовике XVI жизнь двора в Версале продолжилась, но финансовые трудности все чаще стали отражаться на ней. Поддерживать дворец в хорошем состоянии стоило денег. К тому же, требовались работы по его реновации – там отсутствовали удобства, становившиеся привычными в ту эпоху (ванные комнаты, отопление). Королева Мария-Антуанетта вложила много средств в обустройство Малого Трианона, что было одной из причин ее непопулярности.

По восшествии на трон Людовик XVI хочет для себя комнату для отдыха. Выбор падает на библиотеку. Ее декор придумывается Анж-Жаком Габриэлем и выполняется скульптором Жюлем-Антуаном Руссо. Жан-Клод Кервэль делает большой стол из монолита дерева, куда Людовик выставляет севрские бисквиты. Два глобуса – земли и неба – дополняют декор в 1777 г.


1783 г. – создается Позолоченный кабинет. Эта комната была задумана для хранения коллекций Людовика XIV. При Людовике XV она служила комнатой для выставления королевского золотого сервиза, откуда одно из ее названий – «кабинет золотого сервиза». Затем ее присоединили к покоям дочери Людовика XV Аделаиды, и она стала музыкальным салоном, где Аделаида брала уроки арфы у Бомарше. Там для королевской семью играл Моцарт в 1763 г. При Людовике XVI комната снова становится выставочным залом. В 1788 г. он помещает туда своё собственное приобретение – кабинет бабочек.


Версаль после Бурбонов

Версаль стал свидетелем апогея королевской власти Бурбонов и их падения. Именно в Версале прошло заседание Генеральных штатов в 1789 г., давшее начало Французской революции. 5 октября 1789 г. парижане выдвинулись на Версаль, захватили его и привезли королевскую семью в Париж. Дворец оказался брошенным.

В 1791 г. картины, зеркала и эмблемы короля были сдернуты со стен и потолков. Произведения искусств перевезены в Лувр, ставший центральным музеем в 1792 г.

В 1793-1796 гг. мебель дворца была распродана. Самые красивые предметы интерьера уехали в Англию в Букингемский дворец и Виндзорский замок.

Революционное правительство одно время собиралось разрушить дворец. Бедняки выдирали цветы в саду, чтобы на их месте сажать картошку и лук. Малый Трианон превратился в трактир, а в Опере и королевской часовне заседали революционеры.

Некоторое время замок служил складом для изъятого у аристократов имущества. В 1795 г. он становится музеем.

При Наполеоне дворец передается в императорскую собственность. Наполеон приезжает и решает расположиться в Большом Трианоне. И опять начинаются работы по благоустройству: в 1806 г. для дворца заказывается серия гобеленов и из музеев выписываются статуи. Многочисленные планы по благоустройству и переделке дворца при Наполеоне осуществить не удается.

После Реставрации Людовик XVIII предпринимает серию работ с целью превратить дворец в свою летнюю резиденцию. Однако понимает, что проживание в Версале плохо отразится на его имидже, и отказывается от затеи.

В 1833 г. король Луи-Филипп поручает своему министру Камилю Башассону задачу превратить дворец в музей истории Франции, посвященный военным победам времен старого режима, французской революции, империи и Реставрации. Реставрацией дворца занялся архитектор Пьер Фонтэн. Для своего личного пользования Луи-Филипп приказывает привести в порядок Большой Трианон. В 1837 г. там празднуется свадьба его дочери, принцессы Марии.

Для музея военной славы Франции в Южном крыле дворца вместо покоев принца устраивается галерея Баталий, поражающая своими размерами (120 м в длину и 13 в ширину). Её украсили 32 картинами огромных размеров, прославляющими победы Франции от битвы при Тольбиаке в 496 г. до Ваграмской битвы в 1809 г. Самыми востребованными стали картины Ораса Вернэ. Музей стал очень популярен.


Во времена Второй империи в музее добавился зал во славу побед в Крымскую и Итальянскую кампании. Наполеон III поддерживал дворец в надлежащем состоянии. А императрица Евгения способствовала частичному возвращению оригинальной мебели.

В 1870 г. Франция повержена прусскими войсками, и Версаль становится ставкой прусского штаба во время осады Парижа. В Зеркальном зале размещают госпиталь; наследный принц Пруссии награждает своих офицеров у статуи Людовика XIV. В Версале провозглашается рождение Немецкой империи.

В 1871 г. управление Францией переходит к Парижской коммуне, ее административные органы располагаются в Версале. Национальная ассамблея заседает в бывшей королевской опере, в оранжерею свозят 23 тысячи пленных, многих из которых казнят в парке. В 1879 г. парламент переезжает в Париж, но вплоть до 2005 г. у обеих палат сохраняются свои помещения в Версале.

Важную роль в сохранении Версаля сыграл историк Пьер де Ноляк, назначенный хранителем дворца в 1887 г. К тому времени дворец и сады были в запустении в течение 20 лет, так, что даже названия прудов были забыты. Ноляк планирует обустроить настоящий исторический музей, организованный по всем правилам науки. Он стремится вернуть дворцу дореволюционный вид. Высшее общество устремляется на открытие нового Версаля. Ноляк приглашает иностранных гостей, устраивает приемы для потенциальных меценатов.

28 июня 1919 г. в Версале был подписан договор о прекращении первой мировой войны, названный Версальским договором. Место было выбрано неслучайно: Франция ждала реванша после унизительного поражения во франко-прусской войне 1870 г.

Дворец же и сады страдают от недостатка финансов. В 1924 и 1927 г. Джон Дэвисон Рокфеллер жертвует на реставрацию дворцовых художественных произведений и фонтанов. Благородство американского миллионера подтолкнуло французское правительство выделять бюджетные деньги на реставрацию.


Во вторую мировую войну дворец снова у немцев.

В послевоенный период хранитель Версаля Моришо-Бопре опять озабочен сбором средств на восстановление дворца и парка. В 1952 г. он обращается по радио к французам: «Сказать, что Версаль находится в руинах, — это сказать, что западная культура лишается одной из своих жемчужин. Это шедевр, потеря которого будет утратой не только для французского искусства, но и для образа Франции, который живет в каждом из нас и который не заменится ничем другим». Призыв был услышан, многие французы приняли участие в сборе средств для реставрации Версаля.

Версаль становится государственным дворцом в распоряжении президента. В нем принимаются главы иностранных государств, например, Джон Кеннеди в 1961 г, Елизавета II в 1957 г. и 1972 г., шах Ирана в 1974 г., Михаил Горбачев в 1985 г. и Борис Ельцин в 1992 г. В 1959 г. генерал де Голль предпринимает работы по переустройству Большого Трианона для проживания иностранных гостей; одно крыло отводится французскому президенту. В 1999 г. эти комнаты вновь переделываются в первоначальное состояние.

История Версаля в мини-фильме:

1. от Людовиков до Революции —

2. после Революции —


3. Версальские сады —

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

До конца 16 века Версаль был маленькой деревней недалеко от Парижа. Людовик Тринадцатый построил там сначала охотничий домик, потом небольшой замок, а в 1632 г. купил всю деревушку. Его сын, Людовик Четырнадцатый, Король-Солнце, возвёл в Версале огромный дворцовый комплекс и превратил его в главную резиденцию французских монархов.

История возникновения Версаля как одного из символов Франции

В 1682 г. королевский двор переезжает в Версаль, который становится не только фактической столицей Франции, но и символом абсолютизма. С этого момента все европейские правители, желая подчеркнуть своё величие, строят дворцы на «версальский» манер.

У Людовика Четырнадцатого были причины стремиться прочь из Парижа. Столица выглядела слишком провинциальной для могущественной европейской державы, какой стала в эти годы Франция. К тому же король не мог простить парижанам Фронды, он не доверял им и хотел на будущее обезопасить себя от бунтующей толпы.

Обустройство Версаля началось ещё в 1661 г., продолжалось не один десяток лет и потребовало огромных затрат, практически разорившейся страны.

Описание Версаля — строгость во всем

Комплекс был спланирован вокруг трёх дорог, ведущих в Париж и к королевским имениям Сен-Клу и Со. В точке их соединения перед парадным входом в Большой дворец Версаля установлена конная статуя Людовика Четырнадцатого.

Парки Версаля — геометрическая строгость линий и пропорций

С другой стороны дворца, как бы продолжая среднюю дорогу, тянется главная аллея с бассейнами и Большим каналом (1520 м). Она чётко делит громадный парк на две симметричные половины.

Геометрическая строгость линий и пропорций - отличительная черта версальского ансамбля. В нём отразилось увлечение французских зодчих утопической архитектурой, ведущей своё начало от фантастических «идеальных городов» эпохи Возрождения.

Кажется, что парк вычерчен по линейке, но при этом он не выглядит, ни скучным, ни однообразным. Его оживляют цветники, скульптурные группы, каскады, гроты и особенно фонтаны, устройство которых было вершиной инженерной мысли своего времени. Особенно впечатляет посетителей фонтан Аполлона (скульптор Тюби), изображающий колесницу античного бога.

Роскошные залы Версальского дворца

Внутри Большой дворец состоит из анфилады роскошно оформленных залов, наполненных изысканной мебелью, драгоценностями, произведениями искусства. Отдельно стоит отметить Зеркальную галерею длиной 73 м. Её 17 зеркальных панно отражают свет 17 же огромных окон, выходящих в парк. В этом сверкающем зале проходили торжественные церемонии, балы, приёмы и королевские свадьбы.

Необходимо также посетить Королевскую часовню, салон Венес, салон Аполлона, Королевскую оперу, дворцы Большой и Малый Трианон.

Архитектор Андре Ленотр создал в Версале абсолютно новый тип паркового ландшафта, именуемого французским регулярным (т. е. правильным) садом. Такой сад, воплощающий идеалы гармонии, величия и неизменного порядка, стал образцом для знаменитых императорских ансамблей Петергофа и Сан-Суси (Потсдам).

Как и у Версаля, у этих парков есть одна характерная особенность: с определённых точек в них можно наблюдать «ясную линейную перспективу» правильно организованного пространства.

Сады и парки Версаля

Сады и парки Версаля общей площадью 101 га служили для придворной знати грандиозной сценой: здесь происходили праздники, гуляния, маскарады и прочие увеселения, в тени которых плелись козни и дворцовые интриги.

Людовик, превративший свою жизнь в пышный спектакль, покровительствовал классическому театру – в Версале ставились оперы Люлли, пьесы Расина и Мольера. Эту традицию продолжили преемники, особенно супруга Людовика Шестнадцатого Мария-Антуанетта, которая выстроила собственный театр и сама в нем играла.

Главный дворцовый комплекс, созданный в стиле французского классицизма, поражает своим размахом. Ансамбль состоит из трех последовательно расположенных дворов – Министров, Королевского двора, куда могли заезжать лишь экипажи монарха и Мраморного двора, где сохранились постройки охотничьего замка Людовика Тринадцатого.

Версаль — это история Франции

История Версаля не ограничивается жизнью королей. Именно здесь в июне 1789 года депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, а позже – Учредительным. В том же году 26 августа в Версале принята Декларация прав человека и гражданина.

Здесь же шестью годами раньше был подписан документ, утвердивший независимость США. 28 июня 1919 года в Версале заключен мирный договор, завершивший Первую мировую войну.

С 1837 года Версаль официально является Музеем истории Франции.

Десять лет назад дворец Версаля стал частью проекта широкомасштабной реставрации дворца, под патронажем Жака Ширака. По плану в течение 20 лет должны были быть обновлены внутренняя часть Оперы и фасад, восстановлена изначальная планировка садов, возвращена во внутренний Мраморный двор золоченая Решетка короля и т.д.

Однако жизнь вносит свои коррективы и на сегодняшний день реставрационные работы ограничены поддержанием дворца в рабочем состоянии.

Версальский дворец — ВИДЕО экскурсия

Версаль - дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа. Общая площадь всей территории с садами, фонтанами, бассейнами, каскадами, гротами, скульптурами и изящными дворцами, поистине королевская, более ста гектаров.

http://youtu.be/gnbpr0en38M

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Версаль Людовика XIII

Мог ли знать Людовик XIII, построивший в Версале скромный охотничий домик, что его сын и преемник великий Король-Солнце превратит это столь дорогое ему место в символ абсолютной монархии, в чудо архитектуры, роскошь и блеск которого не сможет превзойти ни один дворец мира?

Людовик XIII строил охотничий домик близ деревни Версаль, преследуя совершенно другие цели. Людовику XIII не исполнилось и шести лет, когда 24 августа 1607 он, будучи только дофином, приехал первый раз в Версаль вместе с отцом Генрихом IV на соколиную охоту. Выезды на охоту с отцом в Версаль не стерлись из памяти дофина; став королем, он будет предпочитать земли Версаля и Сен-Жермена всем другим местам для охоты.

В то время деревня Версаль включала в себя около 500 человек населения, скромная церковь была посвящена Святому Жюльену, на холме возвышалась ветряная мельница, а на четырех постоялых дворах останавливались на ночлег усталые охотники, в том числе и Генрих IV. Версальским доменом управлял Анри де Гонди, епископ Парижский, чей племянник впоследствии, став совершеннолетним, уступил эту землю другому своему дяде Жану-Франсуа де Гонди, архиепископу Парижскому и последнему хозяину Версаля из семейства Гонди.

Деревню окружали великолепные леса Иль-де-Франса, полные дичи, бесконечные поля и болота – идеальное место для охоты в любое время года. Находившаяся в 17 километрах от Парижа, она была расположена достаточно близко от Сен-Жермена, одной из самых любимых резиденций Людовика XIII. Когда охота затягивалась допоздна и не было возможности возвратиться в Париж, король скакал в Сен-Жермен или останавливался на одном из постоялых дворов Версаля или в полуразрушенном старом замке, принадлежащем семейству Гонди, где спал, не раздеваясь на охапке соломы. Нередко он проводил ночь и на ветряной мельнице.

Вскоре такое положение вещей надоело королю, и он купил 40 гектаров земли у 16 разных владельцев, зимой 1623-1624 гг. решив, что настало время построить в Версале небольшой охотничий домик. Неизвестный архитектор возвел на холме П-образное здание длиной 24 метра и шириной в 6 метров из розового кирпича, белого камня и голубой черепицы. Людовик XIII постоянно приезжал в Версаль, чтобы наблюдать за ходом работ.

К лету дом стал обитаемым, и король жил там с 28 июня по 5 июля. 2 августа он прибыл в Версаль из Сен-Жермена в 8:30 утра, чтобы наблюдать за доставкой мебели и кухонной утвари, купленной специально для него господином де Бленвилем, первым дворянином палаты.

Король занимал 4 комнаты в доме; апартаменты Людовика состояли из спальни, кабинета, гардеробной и приемной. Позже эти комнаты займет Людовик XIV, желающий жить в апартаментах отца.

Обстановка спальни была довольно скромной. Имелось только самое необходимое: кровать, два стула, шесть лавок, стол. Вечером зажигали свечи в серебряных и хрустальных подсвечниках. Пять гобеленов украшали стены; занавеси кровати, ковер, шторы и обивка мебели были выполнены из зеленой камчатой ткани. В кабинете восемь гобеленов воспроизводили историю Марка-Антония. Чуть позже галерея, ведущая в спальню короля, будет украшена большой картиной, изображающей взятие Ла-Рошели.

Король старался приезжать в Версаль как можно чаще. Сопровождавшая его свита всегда была крайне малочисленной. Из придворных Людовик изредка приглашал на охоту лишь Клода де Рувруа, будущего герцога де Сен-Симона, герцога де Монбазона, г-на де Сувре, графа де Беренгена, Мишеля Люка, личного секретаря, маркиза д’Омона, графа де Праслена, графа де Суассона и герцога де Мортемара. Последние два спали обычно на первом этаже, в комнате капитана гвардейцев.

Надо сказать, что придворные почитали за большую честь быть приглашенными королем на охоту в Версаль, однако подобные выезды были связаны для них с большими неудобствами. Людовик XIII был неутомимым и бесстрашным охотником; он по семнадцать часов кряду в любую погоду мог галопом носиться по полям и лесам, что было крайне утомительно для его спутников. Более того, нередко именно затруднения, вызванные плохими погодными условиями, могли заставить его отправиться на охоту, и никакие уговоры не могли вынудить короля изменить решение. Кроме того, в охотничьем домике в Версале удобства были минимальными и не могли удовлетворить взыскательных вельмож, поставленных перед необходимостью разделять их с равнодушным к комфорту королем.

Ни для королевы-матери, ни для царствующей королевы комнаты были не предусмотрены. Впрочем, несколько раз они все же приезжали на один день в Версаль, ни разу не проведя там ночь.

Обычный день короля в Версале описан его врачом Эруаром: «12 октября 1624 года проснулся в 6 часов утра, позавтракал в 7 часов и отправился на охоту на оленя. В 10 часов вернулся, промокший насквозь, переменил одежду и переобулся. В 11 часов пообедал, сел на лошадь и вновь погнался за оленем, добравшись до Поршфонтена. Вернулся в Версаль в 6 часов вечера».

Версаль стал для короля не только местом, где можно было найти приют после охоты. Король скрывался в охотничьем домике, когда жизнь в Лувре становилась для него совершенно невыносимой. Под предлогом охоты он старался как можно чаще уезжать туда, чтобы отдохнуть от двора и скрыть от посторонних свидетелей свои эмоции.

Между тем, в 1631 году Людовик XIII решил расширить свои владения в Версале и увеличить дом. 8 апреля 1632 года он купил у Жана-Франсуа де Гонди за 70000 ливров всю сеньорию Версаль вместе с руинами старого замка Гонди, который он хотел полностью снести для того, чтобы расширить парк.

15 августа 1634 года строительство было завершено. Главное здание, в котором располагались апартаменты короля, пятью окнами первого и второго этажей выходило во двор; по пять окон было также и в двух параллельных крыльях, которые ограничивают сейчас Мраморный двор. Четыре внешних угла замка украшали четыре одинаковых павильона. Со стороны двора портик с семью арками, закрытыми решетками, соединял два крыла. Дом был окружен рвом без воды; сады были расширены Жаком де Менером и включали в себя огород и зал для игры в мяч. В 1639 году сады будут перепланированы Клодом Молле и Илэром Массоном.

Версаль был для Людовика XIII не только охотничьим домиком, но и местом, куда никто не мог приехать без его разрешения. В апреле 1637 года короля терзали сильнейшие душевные переживания. Нежная и искренняя любовь, связывавшая его с мадемуазель де Лафайет, бала обречена, и он это прекрасно понимал, но, измученный постоянными преследованиями со стороны двора и угрызениями совести, он решился на неожиданный для него поступок. Мадам де Моттвиль пишет в своих «Мемуарах»: «Этот великий король, столь мудрый и столь постоянный в своем мужестве, переживал все-таки моменты слабости, во время которых он торопил ее <Луизу де Лафайет>, чтобы она согласилась на его предложение увести ее в Версаль, где она бы жила под его защитой. Это предложение, столь противоречащее его обычным чувствам, вынудило ее покинуть двор». Мадемуазель де Лафайет, глубоко любящая короля, боялась, что не сможет устоять перед своими чувствами и погубит душу своего возлюбленного, согласившись на его предложение переехать в Версаль. Испугавшись, что она сдастся, если король будет продолжать просить ее об этом, девятнадцатилетняя Луиза де Лафайет ушла в монастырь. Чтобы скрыть свое горе, Людовик XIII уехал в Версаль, так и не ставший прибежищем любви. В 1643 году, чувствуя приближение смерти, Людовик XIII сказал: «Если Господь вернет мне здоровье, сразу же после того, как мой дофин сможет сесть на лошадь и достигнет возраста совершеннолетия, он займет мое место, а я удалюсь в Версаль, и буду думать лишь о спасении души».

После смерти короля, наступившей 14 мая 1643 года, Версаль восемнадцать лет будет оставаться без хозяина. Людовик XIV прикажет сохранить в неприкосновенности охотничий домик отца, сделав его сердцем нового ансамбля.

Строители великого шедевра

Помощь королю в строительстве Версаля оказывали четыре человека: Кольбер, Лево, Ленотр и Лебрен. Без них грандиозный проект никогда бы не осуществился; однако, несмотря на многочисленные и несомненные достоинства всех четырех, главным вдохновителем и движущей силой проекта был все-таки Людовик. Он хорошо знал, чего хочет. Благодаря Мазарини, окружившего его с детства красивыми вещами, у короля сформировался хороший вкус. Год от года он становился все изысканнее, и это оставляло свой отпечаток на всех его делах.

После своей смерти Мазарини оставил королю все свое имущество: картины, книги, дома, восемнадцать огромных бриллиантов, известных под именем les Mazarins, и деньги (а также, он мог бы добавить, племянниц). Все это было ничто по сравнению с другим бесценным сокровищем – Кольбером. Он был самым замечательным министром в истории Франции. Он родился в 1619 году в семье торговца шерстью в Реймсе. Его гербом была скромная травяная змея, в противоположность белке Фуке, стремящейся вскарабкаться все выше. В отличие от Фуке, весельчака и повесы, Кольбер был сдержан и строг. Он чаще хмурился, чем улыбался, и никогда не старался понравиться. Но все всегда знали, чего от него ждать. Когда кто-то в надежде избежать какого-либо налогообложения шел прямиком к королю, минуя Кольбера, то в заключение любезного приема мог услышать от Людовика: «Мсье, нужно заплатить!» Поэтому большинство просителей предпочитали общение с хмурым на вид Кольбером. Еще, будучи в довольно юном возрасте, он понял, что экономика – это верный, хотя и не очень быстрый путь к власти; и начал карьеру с того, что привел в порядок личные дела Мазарини, которые были страшно запущены; затем, все еще находясь на службе у кардинала, он занялся государственными финансами. Когда король был ребенком, Кольбер учил его, как вести счета; Людовик стал первым королем Франции, умевшим это делать самостоятельно. Кольбер ненавидел Версаль, но только он был способен раздобыть необходимую для его строительства сумму. Деньги тут же уходили, словно вода в песок. Узнав, что король собирается в Версале обосноваться, финансист смирился с неизбежным и начал думать о том, как с умом и пользой для страны использовать это затратное сооружение.

Кольбер был удивительным человеком; он отличался глубокими познаниями в области литературы, науки и искусства, хотя, вероятно, сам считал эти области человеческих знаний не самыми главными в жизни, нечто вроде приложения к торговле. Способствуя развитию науки во Франции, финансист делал это, прежде всего с целью привлечь мировые рынки. Министр основал в Риме на вилле Медичи французскую школу живописи и скульптуры, открыл в Париже обсерваторию и пригласил туда работать астронома Кассини; он также покупал книги для пополнения королевской библиотеки и, наконец, являясь суперинтендантом строительства, руководил работами по реконструкции Версаля.

Хотя Кольбер был на двадцать лет старше короля, он относился к своему монарху с благоговейным трепетом. Выезжая из загородного дома Со, этот влиятельный и властный человек, державший в страхе всю Францию, брал с собой в парк кусочек хлеба и бросал его через канал. Если хлеб падал на другой стороне, это означало, что Людовик XIV будет в добром расположении духа, если хлеб падал вводу, Кольбер не сомневался – грозы не миновать.

Лебрен родился в том же году, что и Кольбер, и проработал с ним большую часть своей жизни: Они были похожи тем, что не гнушались никакой работы. Лебрена нашел канцлер Сегье, когда тому было десять лет, и он рисовал на кальке сценки из Апокалипсиса. Первый серьезный заказ он получил в 1649 году; ему надлежало украсить отель Ламбер, парижский дом одного богатого государственного чиновника. Затем он работал для Фуке в Во-ле-Виконт; в 1662 году король сделал его главным придворным художником и поручил декоративную отделку Версаля. Кроме того, Лебрен являлся директором крупной фабрики гобеленов, занимавшейся не только производством тканых ковров, но и практически всей меблировки для Версаля. Лебрен хотя к числу первоклассных живописцев и не относится, но был превосходным дизайнером. Почти вся обстановка и убранство дворца: стулья, столы, ковры, отделка, декоративные панели для стен, серебро, гобелены и даже замочные скважины выполнены по его оригинальным эскизам; он расписал потолки в Зеркальной галерее, а также в залах Войны и Мира, фасад малого королевского дома в Марли. Лебрен создавал носовые украшения для галер и декорации для праздников. Кроме того, успевал писать огромные полотна на религиозные и мифологические темы. Он любил аллегории и батальные сцены, но был довольно равнодушен к природе.

Перестройкой замка с 1661 по 1668 гг. занимался архитектор Лево. Лебрен и Лево работали в полной гармонии. Наиболее известными зданиями Лево являются Во-ле-Виконт, отель Ламбер и Институт де Франс, построенный по проекту архитектора уже после его смерти. Большая часть его работ в Версале в более поздние времена была закрыта работами архитектора Мансара. Восточный фасад из кирпича и камня Лево оставил в первозданном виде, но пристроил к нему два крыла; на подходе к зданию возвел ряд павильонов, предназначенных для министров.

Ленотр родился в семье садовника и должен был сам стать королевским садовником. Его дед ухаживал за парками Марии Медичи; его отец был главным садовником в Тюильри; муж одной из его сестер выращивал молодой сад для Анны Австрийской, а муж второй ухаживал за ее апельсиновыми деревьями. Ленотр мечтал стать художником и начал жизнь в студии Вуе, но вскоре вернулся к садоводству. Он сменил своего отца в Тюильри и придал тамошним паркам новый облик. Его заметил Фуке и пригласил в Во, где результат его работы не оставил равнодушным Короля-Солнце, который и незамедлительно назначил его главным управляющим всех своих парков. Мы обязаны ему не только версальскими садами, но и парками Шантильи, Сен-Клу, Марли, Со; творением его рук является знаменитая терраса в Сен-Жермен-о-Лэ, а также многочисленные частные парки и сады, и великолепный широкий проспект Елисейские поля, берущий начало у Лувра. Город Версаль тоже построен по его проекту.

Ленотр через всю жизнь пронес интерес к живописи и искусству. Его жилище в Тюильри изобиловало красивыми вещами, включая китайский фарфор. Уходя из дома, он оставлял ключи на гвоздике, чтобы ценители искусства, нагрянувшие в его отсутствие, не были разочарованы и могли полюбоваться великолепной коллекцией.

Не менее значимую роль в обустройстве Версаля сыграл Квентини. Он разводил огород. Сначала он работал адвокатом в Пуатье, но подлинной его страстью были овощи и фрукты. Его книгу по садоводству и огородничеству можно причислить к лучшим изданиям на эту тему; она пробуждает в читателе страсть к огородничеству; его советы подробны и просты настолько, что их способен понять даже ребенок.

Король обожал Квентини. Он возвел его во дворянство и подарил дом в саду, куда часто наведывался прогуляться. Сегодня сад и огород остались почти без изменения, включая калитку с надписью «Public», через которую входили жители Версаля, чтобы бесплатно взять овощи.

Груши Квентини просуществовали в Версале до 1963 года, тогда пришлось выкопать два последних дерева. В XIX веке многие из них еще плодоносили и хорошо переносили зимы, погубившие другие фруктовые деревья.

Итак, после 1661 года Людовик XIV пожелал собственный дворец, который по своему великолепию и роскошью превосходил бы другие замки Франции и даже Европы. Местом строительства король выбрал Версаль, маленький поселок, с пятьюстами человек населения, где находился маленький охотничий замок Людовика XIII. Над строительством работали лучшие архитекторы, скульпторы, художники XVII века, на постройку замка тратились огромные суммы денег. Но Король-Солнце не жалеет ничего. Привело к строительству Версаля, как мы видим, желание Людовика иметь свой собственный, неповторимый дворец, который должен был стать доказательством славы и могущества короля.

Финансы Франции и Версальский дворец

Когда речь заходит о денежных средствах, израсходованных на версальских стройках, историки единодушно соглашаются, что дворец, стоил огромных сумм. А если мы примем во внимание стоимость внутреннего убранства, то получим колоссальные цифры. Хотя генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер старался внушить королю склонность к бережливости, желание славы короля обходилось дорого.

До того как Кольбер еще не стал суперинтендантом строительства, с 1661 по 1663 г., Версаль стоил уже полтора миллиона (в течение четырех лет он поглотил то, что Фонтенбло съел за 17 лет). Почти вся эта сумма использована, по всей видимости, без всякой меры, для создания парков. Король покупал, увеличивал, расширял, округлял свое владение. Он придумывает бассейны, новые партеры, оранжерею, боскеты. В 1664 г. Версаль стоил администрации строительства 781000 ливров; в следующем году – 586000.

Кольбера, несомненно, заботили эти многочисленные траты. Он беспокоился и даже злился. В письме, которое он писал королю (сентябрь 1665) звучит тревога. «Если Ваше Величество пожелает обнаружить в Версале, где за два года потрачено более пятисот тысяч экю следы славы, Вы, несомненно, огорчитесь, не обнаружив ее».

Кольбер еще верил в будущее Лувра и Тюильри. В это время в Париж уже прибыл Лоренцо Бернини, скульптор, художник, архитектор, автор колоннады у собора св. Петра, памятников папам Урбана VIII и Александра VII. Он должен был сделать из Лувра прекраснейший дворец мира.

Но на Версаль с каждым годом тратиться все больше денег. Если в 1668-м на строительство ушло 339000 ливров из бюджета министерства строительства, тот в 1669-м траты доходят до 676 000 ливров, а в 1671-м – до 2 621 000 ливров. Начиная с 1670 года, во дворце появляется новая мебель, украшенная серебряными накладками, а спальня Его Величества обтянута золотой парчой.

Чтобы получить представления о том, что представлял тогда собой ливр (подразделенный на 20 солей и 240 денье) в конце XVII века приведем несколько примеров. В городах неквалифицированный рабочий мог зарабатывать от 6 до 10 солей в день, когда была работа; квалифицированный (краснодеревщик, слесарь, каменотес) – 20 солей. Поденные рабочие в сельской местности, когда находили работу (150 дней в году) получали 5-6 солей в день. Приходской кюре, живший без хлопот, мог получать от 300 до 400 ливров в год, то есть 20 солей за полный трудовой день. Можно также предположить, что скромная семья жила на 25 ливров в месяц. Таким образом, подсчитав средний годовой достаток такой семьи, получим: в год на строительство Версаля (данные 1664 года), не считая при этом трат на внутреннее убранство, тратилось столько денег, сколько хватило бы на безбедное проживание 3000 семей.

Версаль можно назвать в полном значении слова, стройкой мирного времени. Ведь строительные работы начинали оживляться и наиболее крупные финансовые вложения происходили как раз в то время, когда заключался мир. Сравним некоторые цифры. Во время Деволюционной войны Версаль обошелся государству за два года в 536 000 франков. Едва наступил мир, как сразу же возросли и расходы. В 1671 г. Версаль стоил 676 000 франков. За пять военных лет, с 1673 по 1677 г. включительно, сумма, потраченная на версальские стройки, составила 4066000 ливров. Едва произошло заключение Нимвегенского мира, как монарх уже не видел резона экономить. В 1679 году версальские траты поднимаются до 4886000 франков, а в 1680 году достигают 5 641 000 франков. С началом Десятилетней войны остановились главные стройки. В документах строительного министерства можно увидеть отчет о суммах, потраченных на Версаль (без учета подвода воды): в 1685году – 6104000, в 1686 году – 2520000, в 1687 голу – 2935000. Подготовка к войне идет полным ходом, а потому затраты резко снижаются в 1688 году: 1976 000 ливров. А далее, за целых девять лет, с 1689 по 1697 год включительно, Версаль стоил Франции только 2 145 000 ливров. В период с 1661 по 1715 год Версаль вместе с замком и служебными помещениями стоил 68000000 франков.

Нельзя забывать, что Версаль – не единственный дворец, строившийся в это время. В Париже также велись другие многочисленные стройки. До 1670 года вклады на строительство парижских дворцов вдвое превышают те, которые предоставляются Версалю. Начиная с 1670 г. ситуация меняется.

А в 1684 году министерством финансов лишь на одно жилье для рабочих выделяется 34 000 франков. Статистика, несомненно, впечатляет!

Но если еще раз как следует задуматься, то эти траты представятся не такими уж астрономическими по сравнению с расходами на войны и с тем, какой степени политического и художественного расцвета достиг двор во времена великого короля и далее, в течение всего века Просвещения. Нельзя сказать лучше, чем Пьер Верле: "Все согласятся, что Людовик XIV, подарив нам Версаль, обогатил Францию… Траты великого короля подарили миру замок, которым нельзя не восхищаться».



Король принудительно заставлял аристократов жить в Версале, держа всех под контролем. Кто уезжал из дворца, терял все привилегии, возможность получить посты и чины.

После кончины Людовика XIV (1715 год) его пятилетний сын и Регентский совет Филиппа Орлеанского возвращаются обратно в Париж.

Стены дворца помнят и визит Пётр I в королевские хоромы. Российский царь изучал постройку, чтобы применить увиденное во время строительства Петергофа.

Людовик XV особо не изменял здание, только достроил Салон Геркулеса, начатый его отцом, Зал Оперы, дворец Малого Трианона. Людовик XV задумал соорудить часть здания для своих дочерей, поэтому была разрушена Лестница Послов, официальная дорога в Большие Королевские покои. В парке король завершает строительство Бассейна Нептуна.

Вокруг дворца с годами разрастается город, население которого выросло до 100 тысяч, с учетом обслуживающих короля и его вассалов ремесленников. Три правителя (Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI), проживая в свое время во дворце, сделали все, чтобы все последующие поколения восторгались красотой, неповторимостью архитектурного ансамбля Версаля.

В 1789 году Людовик XVI и Национальное собрание под давлением национальной гвардии во главе с Лафайетом переезжают в столицу Франции. Версаль перестает быть политическим и административным центром страны. Наполеон Бонапарт, придя ко власти, опекает Версаль. В 1808 году восстановили золотые зеркала, панели, доставили мебель из Фонтебло и Лувра. Планам по реконструкции не суждено было осуществиться: Первая империя рухнула, Бурбоны снова заняли трон.

Во времена Луи-Филиппа дворец становится историческим музеем французской нации. К убранству замка добавились картины сражений, портреты, бюсты полководцев и выдающихся деятелей страны.

Версалю довелось быть и представительством главного штаба немецких войск с октября 1870 года по 13 марта 1871 года. В этом же году Франция побеждена Германией, и в Зеркальной галерее провозглашается Германская империя. Большего унижения для французов нельзя было себе и представить! (Месть будет такой же унизительной в конце Первой мировой войны). Мирный договор, подписанный месяц спустя, позволяет правительству Франции сделать Версаль столицей. Только в 1879 году Париж восстановили в статусе главного города страны.

Германия подписывает Версальский договор (1919 год), жесткие условия которого предполагали большие выплаты, признание единоличной вины Веймарской республики.

Так уж повелось, что Версаль на протяжении своей истории примирял французов и немцев. Вот и после Второй мировой войны он стал свидетелем восстановления мира между двумя странами. С 1952 года Версальский архитектурный ансамбль начинает постепенно восстанавливаться на деньги правительства и меценатов. "Драгоценный камень" возвращает себе славу, блеск и ценность.

В 1995 году создается Учреждение национального музея и имущества Версаля. С 2010 года меняется название органа на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Такой статус дал дворцу финансовую автономию и права юридического лица. С 2001 года Версаль состоит в Ассоциации европейских королевских резиденций. У Версаля есть свой президент. Первым его президентом был Жан-Жак Айагон, а с 2011 года эту должность занимает Катерина Пегард.

Не один дворец в мире не имеет схожесть со дворцом Версаля, только некоторые были созданы под влиянием этого уникального, роскошного сооружения. Среди них можно назвать Сан-Суси в Постдаме, усадьба Рапти в Луге, Шенбрунн в Вене, дворцы в Петергофе.

Версальский дворец (Versaille Palace) под Парижем, тот самый грандиозный Версаль — великолепная резиденция королей Франции, великое коллективное творение лучших французских архитекторов и ландшафтных мастеров. Созданная Людовиком XIV с ясной целью затмить все до той поры построенное в Европе, и действительно затмившая.

  • Версаль — памятник «Королю-солнцу», наглядная визуализации идеи: монарх — центр мироздания

Охотничий замок в Версале, ставший громадным дворцом, превратился в образец для подражания по всей Европе. Остается он эталоном и сегодня. Грандиозность идеи и изящность ее воплощения на практике не может оставить равнодушным!

  • Королевский дворец в Казерте, построенный для итальянской ветви Бурбонов
  • российские Верхние и Нижние сады в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
  • Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Испании под Сеговией
  • Херренкимзее в Германии
  • множество архиепископских, герцогских резиденций и частных резиденций

в той или иной мере заимствовали идеи, реализованные при создании Версальского дворца и парка!

Впрочем, и сам он материализовался не из воздуха. Бытует мнение,что идея о постройке новой резиденции возникла у Людовика XIV после визита в замок Во-ле-Виконт. Построенный под Парижем королевским казначеем Николя Фуке и богатством отделки затмившим все существовавшие во Франции до него!

Версальский дворец в цифрах

Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир Версальский дворец смотрит на мир через 2 153 окна.

Общая площадь здания превышает 67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяются: Зеркальная галерея, зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров, Апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

Королевские апартаменты

Королевская спальня находилась в центральной части дворца на втором этаже и окнами выходила на Мраморный двор. Перед спальней находилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната «Ой-де-Бёф» (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз»), получившая название по овальному окну в крыше.

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха выставлена напоказ.

Личные покои: спальня, кабинет, приемные — все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

  • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части дворца. Королевская спальня располагалась на оси симметрии, именно здесь «Король-солнце» и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет)

При Людовиках XV и XVI, спальня использовалась для традиционных церемониалов lever («вставание») и coucher («отход ко сну»). Слева от спальни находится «Ой-де-Бёф», а справа — некогда располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник еще в царствование Людовика XIII, отца правившего впоследствии столь долго и столь блестяще «Короля-Солнца» Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа был превращен в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта его часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию, причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

  • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу, заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов. Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения Франции немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание за счет удлинения боковых крыльев, обрамляющих сегодня так называемый Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 году и руководит постройкой уже другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение: возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания, достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк, а декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров и возникает красивейшая Королевская капелла, начатая Мансаром и законченная Робертом де Котте.

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан: Большого Трианона (Le Grand Trianon, Трианон по-французски означает павильон).

  • Впоследствии, во времена Первой империи, его превратил в одну из своих официальных резиденций первый император Франции Наполеон Бонапарт

После смерти старого короля (в 1714 году) двор перебирается в Париж, а в Версале селят делегации иностранных государств. В 1717 году здесь гостит и российский царь Петр I, впоследствии воплотивший многое из увиденного в загородной резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом.

Людовик XV и XVI

Французский двор возвращается в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца в это время, в общем, незначительны, и в основном касаются его интерьеров.

В обширном дворцовом саду для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца логически завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

В царствование Людовика XVI Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превращается в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился большей части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска (в 1871 году в Зеркальной галерее Версаля Вильгельм I был провозглашен императором Германии). Здесь же в 1919 году был подписан и Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Часы работы и цены на билеты

Дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника . С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель.

Билет в Версальский дворец, оба Трианона, парк (2018 год) обойдется в 20 €. 25 € стоит билет на 2 дня.

Посетители в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и граждане Евросоюза до 26 лет проходят бесплатно.

Похожие публикации